Со скоростью «Сапсана» и «Ласточки» - Как инновации меняют жизнь людей
 | специальный проект
 Как инновации меняют жизнь людей

Со скоростью «Сапсана» и «Ласточки»

Электропоезда «Сапсан» для России были сконструированы компанией «Сименс» на базе платформы Velaro, на которой были изготовлены поезда для Германии, Испании, Китая. Для эксплуатации в нашей стране потребовалось внести ряд конструктивных изменений. К примеру, тележки были адаптированы для колеи 1520 мм, ликвидирован магниторельсовый тормоз, применен более высокий уровень герметизации подвагонного пространства, увеличена ширина кузова на 33 см, изменена форма головного вагона, что позволяет машинисту вести поезд стоя. Составы полностью адаптированы к российским климатическим условиям и способны работать при температуре наружного воздуха до −40 °C.

Высокоскоростные поезда «Сапсан» развивают скорость до 250 км/ч

В настоящее время на маршруте Москва — Санкт-Петербург курсируют 16 поездов, при этом некоторые из составов сдвоенные, состоящие уже из 20 вагонов. Запуск электропоезда «Сапсан» позволил железным дорогам конкурировать с авиаперевозками на маршруте между двумя столицами, обеспечив 51% пассажиропотока на линии. В 2016 году перевозки в «Сапсанах» выросли на 37,4%, до 4,8 млн человек — это более половины пассажиропотока на линии Москва — Санкт-Петербург. Занятость мест в высокоскоростных поездах приближается к 100%.

В 2009 году ОАО «Российские железные дороги» заказало компании «Сименс» разработку пригородного двухсистемного электропоезда, адаптированного к условиям России. За основу была взята модель пятивагонных электропоездов Siemens Desiro ML. Электропоезда получили обозначение серии ЭС1 и коммерческое название «Ласточка». «Сименс» поставила для РЖД 54 состава, 38 из них были собраны в Крефельде (Германия), 16 — с частичной локализацией в России.

Новые поезда использовались в Сочи для пригородных пассажирских перевозок во время Зимних Олимпийских игр 2014 года, а затем начали курсировать по маршрутам Адлер — Краснодар, Сочи — Роза Хутор, Краснодар — Туапсе — Сочи — Олимпийский парк. Время в пути по 70-километровому участку Сочи — Красная Поляна составляет 1 час 20 минут. Впоследствии сеть маршрутов поездов была расширена.

В ходе создания нового электропоезда была проделана большая совместная работа, позволившая объединить опыт зарубежных и российских специалистов.

Базовая платформа электропоезда Desiro ML подверглась адаптации к новым условиям эксплуатации на сети с шириной колеи 1520 мм в условиях суровой русской зимы. Сложные топографические условия региона проведения Олимпийских игр предъявляли повышенные требования к системам автотормозного и тягового оборудования, в связи с чем электропоезда были спроектированы с учетом обеспечения безопасной эксплуатации в горном режиме на линии с уклонами до 40%.

С 2016 года электропоезда «Ласточка» курсируют по Московскому центральному кольцу

Сегодня «Ласточки» соединяют города уже в шести регионах России, обеспечивая комфорт и безопасность тысячам пассажиров. С осени прошлого года «Ласточки» курсируют по Московской кольцевой железной дороге в качестве городской электрички, маршрутная линия которой получила название «Московское центральное кольцо». Для новой линии метрополитена уральский завод поставил 33 подвижных состава. На линии имеется 31 остановочный пункт. Полный маршрут электропоезд проезжает за 82 минуты.

Специально для городских условий «Ласточки» получили ряд модификаций. Во всех вагонах удобные горизонтальные поручни, есть доступ в Интернет, предусмотрены специальные места для перевозки велосипедов. В четырех вагонах состава из пяти только по два ряда сидений с каждой стороны — проход стал гораздо шире. На больших мониторах отображается схема с несколькими следующими станциями и всеми возможными пересадками сразу на несколько видов транспорта.

В 2010 году компанией «Сименс» и Группой Синара было создано СП «Уральские локомотивы» для локализации производства электропоездов в России. Завод серийно выпускает грузовые магистральные электровозы постоянного тока «Синара» (2ЭС6) с коллекторным тяговым двигателем и «Гранит» (2ЭС10) с асинхронным тяговым двигателем, а также производит скоростные электропоезда «Ласточка».

В настоящее время завод выполняет крупнейший заказ «Российских железных дорог» на 1200 вагонов «Ласточка». В 2017 году уровень локализации при производстве «Ласточек» составил около 80%.

Сервис для бесперебойной работы

Обеспечение бесперебойной эксплуатации «Сапсанов» и «Ласточек» — одно из важнейших направлений в деятельности «Сименс» в России. Для организации своевременного и качественного технического обслуживания поездов компания создала в России несколько сервисных площадок. Так, под Санкт-Петербургом работают депо «Металлострой» и «Металлострой-2», также сервисные центры открыты в Москве и в Адлере.

Новый высокотехнологичный цех «Металлострой-2» был запущен «Сименс» в прошлом году. Площадка оборудована тремя путями для проведения планового сервиса, крупных видов ревизий, в том числе с подъемом подвижного состава, пусконаладки и высоковольтных испытаний. Депо оснащено «умной инфраструктурой»: созданы четыре рабочих уровня для синхронных работ и одновременного доступа к разным сторонам поезда (крышевому, боковому, подрамному оборудованию состава). Объем вложенных средств составил около 60 млн евро. Для работы в депо создано порядка 100 новых рабочих мест.

Депо, где проходят обслуживание «Сапсаны» и «Ласточки», являются одними из самых современных в Европе

В Москве с 2015 года ремонт и техническое обслуживание «Сапсанов» и «Ласточек» проводится в моторвагонном депо «Подмосковная». Здесь составы проходят диагностику, технические инспекции и электрические испытания. Также в депо налажено плановое техническое обслуживание, проверка тормозных систем вагонов и систем обеспечения комфорта пассажиров. Согласно контракту, подписанному с РЖД, 1200 вагонов скоростного поезда «Ласточка», произведенных в России, будут проходить сервис специалистами «Сименс» в течение 40 лет. Для поездов МЦК, где курсируют «Ласточки», сервис налажен в режиме 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

На базе моторвагонного депо «Подмосковная» создан Центр обработки и анализа данных, получаемых при эксплуатации подвижного состава и в перспективе — железнодорожной инфраструктуры. В настоящее время «Сименс» является первой компанией, которая имеет дата-центры в железнодорожной отрасли. Площадка, открытая в московском депо, стала аналогом Центра обработки данных в Мюнхене.

Благодаря инновационной площадке дата-центра появляется возможность прогнозировать состояние узлов поезда и инфраструктуры, что позволит оптимизировать эксплуатационные расходы и постепенно перейти к «сервису по состоянию» (сервис соответствует техническому состоянию поездов и инфраструктуры). В задачи Центра также входит проведение исследовательских работ в области внедрения цифровых технологий для инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта общего пользования.