В реализации перспективных социально-экономических задач все более значимое место отводится транспортной
инфраструктуре, которая является базовым условием формирования и развития других отраслей, осуществления
реформ во всех сферах экономики и жизнедеятельности.
Уровень организации транспортной системы характеризует уровень развития страны, отражая значимость ее роли в
обеспечении научно-технического прогресса, а развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры
помогает обеспечивать ускорение товародвижения и снижать транспортные издержки в экономике.
Высокоскоростные поезда «Сапсан» курсируют между Москвой и Санкт-Петербургом с 2009 года
Создание высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации относится к числу немногих
проектов национального масштаба, результаты которых предопределяют историческое развитие государства.
Высокоскоростные магистрали (ВСМ) – специализированные линии для поездов, способных развивать скорость от
200 до 400 км/ч. Строительство разветвленной инфраструктуры высокоскоростного транспорта меняет традиционные
представления о пространстве и в конечном итоге является залогом успеха страны в будущем.
Мировой опыт строительства и эксплуатации высокоскоростных магистралей в странах Европы и Азии
свидетельствует о том, что реализация таких проектов создает основу динамичного роста экономики страны и
повышает ее устойчивость наряду с собственной эффективностью, выступает катализатором развития отраслей
промышленности, малого и среднего бизнеса, экономического подъема городов и регионов.
Первой такой магистралью должна стать трасса «Москва — Казань» протяженностью около 770 км. Скорость
движения
поездов на ВСМ будет достигать 400 км/ч, на трассе будут организованы остановки через каждые 50—70 км. Время
в пути от Москвы до Казани по трассе составит 3,5 часа против нынешних 14 часов.
Увеличивая мобильность населения и создавая большое количество новых рабочих мест, ВСМ «Москва — Казань»
заложит инновационную базу для дальнейшей модернизации транспортной системы Российской Федерации, а в
дальнейшем участок может стать частью высокоскоростной магистрали «Москва — Пекин» и проекта «Шелковый
путь», который свяжет Китай с рынками Европы и Ближнего Востока.
Консорциум «Немецкая инициатива», куда входят компании «Сименс», Deutsche Bank, Deutsche Bahn и другие
партнеры, готов софинансировать строительство высокоскоростной магистрали в размере около 2,7 млрд евро.
Примером современного железнодорожного транспорта в России стали «Сапсаны», которые уже перевезли около
19 млн пассажиров.
В мае 2006 года ОАО «РЖД» и «Сименс АГ» подписали соглашение о поставке 8
высокоскоростных поездов, способных развить скорость до 330 км/ч, а также об их сервисном обслуживании в
течение 30 лет.
Бесперебойное движение «Сапсанов» обеспечивается за счет сервисного обслуживания в современных депо
Учитывая успешный опыт эксплуатации «Сапсанов» в России, компания «Сименс» намерена предложить в рамках
проекта ВСМ «Москва — Казань» инновационный поезд «Сапсан-2». Локальная база для производства уже готова в
России. Под Екатеринбургом создана современная площадка, на мощностях которой возможно организовать выпуск
новых поездов.
Экономика и благосостояние общества в Российской Федерации тесно связаны с развитием сети железных дорог,
где
одним из ключевых направлений является расширение полигона скоростных и высокоскоростных перевозок между
крупнейшими агломерациями страны. Долгосрочная программа «Стратегии развития железнодорожного транспорта в
Российской Федерации до 2030 года» предполагает увеличение протяженности скоростных и высокоскоростных линий
до 11 700 км.
Главная цель – ускорение темпов экономического роста и повышение качества жизни населения
России за счет
создания сети скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения, обеспечивающего оптимальное для
пассажиров соотношение скорости и безопасности, комфорта и стоимости проезда.